ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ

Мифология и религия чувашей унаследовали много черт от общетюркских верований. Тем не менее, они ушли от общего корня гораздо дальше, чем верования других тюркских народов. Можно сказать, что чувашская религия носила в какой-то мере даже монотеистический характер.
Монотеистический характер чувашской веры иногда объясняется сильным влиянием ислама. Исламскими (арабскими и персидскими) по происхождению являются многие религиозные термины. Традиции ислама сказались на молельных, погребальных и др. обычаях чувашей. Позднее чувашская вера испытала не менее сильное влияние со стороны христианства. В наши дни среди сельских чувашей достаточно сильно распространен религиозный синкретизм, где христианские традиции тесно переплетены с языческими.
По представлениям древних людей, всё в этом мире - живое, всё, как и человек, имеет душу. Все живые существа, разные предметы и явления могут чувствовать боль и радость, ощущать тепло и холод, могут думать и разговаривать.
Из этих представлений возник один из древних видов религии - тотемизм - поклонение священному животному или явлению природы. Для древних тюрков таким животным был волк, для булгар - барс. Древние славяне, финно-угорские народы поклонялись медведю. Современные жители Индии до сих пор считают корову священным животным.
Все эти верования считаются очень древними. Они существовали у многих народов. Позднее, когда в человеческом обществе появляются верховные властители - вожди, цари, ханы, то начинают возникать представления о главном или единственном боге.
Народная мифология. Многие мифологические образы разных этносов схожи друг с другом. Так, чувашский дух леса арçури похож на русского лешего, татарского шурале. По чувашским преданиям, в арçури превращались люди, заблудившиеся и погибшие в лесу, не похороненные по всем человеческим правилам, а также новорожденные дети, которых родили и бросили девушки, не выходившие замуж.