Вупăр (лăпăр) - злой дух или старуха-колдунья, в русской мифологии - баба-яга, живет в дремучем лесу. Если баба-яга разъезжает в ступе с помелом, то вупăр летает на мялке. Считалось, что она во время затмения пожирает солнце. Похожий по названию персонаж встречается в татарской мифологии - убыр, в марийской - вувер, в русской - упырь.
Дух воды Шыври и его дочь Вутăш в русской мифологии - водяной и русалка. У марийцев дух воды - вуд водыж.
У огня тоже был свой дух - вут ама (вут аçа). К нему относились очень почтительно.
В чувашской и русской мифологии земля представлялась в виде женщины-матери - Çĕр амăш, Мать - сыра земля. Небо и многое, что связано с ним (дождь, гром, солнце), древние чуваши представляли в виде мужчины. С неба лил дождь и попадал в реки, поэтому Волгу чуваши называли Атăл - атте, то есть Атăл - батюшка. В русской мифологии эта река - Волга-матушка.
На небе же резвились дети ветра - çил ачисем, пролетал волшебный ветрокрылый конь - çунатлă ут (çилçунат). Считалось, что с рождением нового человека на небе зажигалась звезда, а с его смертью она гасла.
Многие существа-духи народных религий становились героями сказок. Так волшебный конь - çунатлă ут - мог быть заморенной клячей, но стоило накормить его горящим углем, как он превращался в прекрасного крылатого коня - верного спутника героя сказки.
По некоторым преданиям, в создании человека участвовал и злой дух - Шуйттан - и сильно испортил работу Турă. В мифе рассказывается, что когда Турă вылепил тело человека и пошел за душой, Шуйттан оплевал тело и спрятался. Турă, вернувшись, увидел, что его творение испорчено. Погоревав, он взял и вывернул человека. Поэтому говорят, что человек снаружи гладкий и красивый, а внутри нечистый.
Во многих мифах, рассказывающих о происхождении животных, растений, предполагается, что они когда-то были людьми. В народной поэзии сохранилось представление образов деревьев в виде родственников, женщины или мужчины.
Юман - дуб - самое крепкое, долгоживущее дерево, с красивыми могучими ветвями - это, по мнению наших предков, атте (мой отец). Из него делали фундаменты домов и особо ответственные постройки.
Çăка - липа - красивое дерево с мягкой древесиной приятного золотистого цвета, из нее изготавливают всю посуду и делают колыбели для детей. Весной ее цветки источают аромат, пчелы собирают с них ценный липовый мед, а в высушенном виде они - незаменимое лекарство. Липа - анне (моя мама).
Шĕшкĕ - орешник - веселые деревья, растущие всегда группами. Орехи - любимое лакомство детей. В представлении чувашей, орешник - это шăллăм (младший брат).
Йăмра - ветла - любимое дерево в чувашской деревне, его чаще других высаживали на улице и перед домом. Ветла - йăмăк (младшая сестра).
Хурама - вяз - представлялся в виде хунъăм (тесть, отец жены).
Хурăн - береза, мать жены - хуняма (тегца).
Животные в чувашской мифологии. Всех животных древние чуваши разделяли на "чистых" и "нечистых".
К чистым животным, которых можно употреблять в пищу и приносить в жертву богам, причисляли птиц, травоядных и копытных. Они соотносились с верхним миром. К нечистым относили живущих под землей и в воде, а также хищников и животных, имеющих на лапах когти. Эти существа относились к нижнему миру, и их нельзя было приносить в жертву божествам.
С животными и птицами у чувашей было связано много поверий. Так, считалось, что сурки (сăвăр) получаются из детей-сирот. Сурок часто сидит на вершине холма и, закрыв лапками глаза, плачет. Его нельза трогать и обижать. Еж (чĕрĕп) представлялся очень мудрым и всезнающим.
Любимой птицей чувашей была ласточка (чĕкеç). Считалось, что она наделяет маленьких детей даром речи. Ловить или обижать ласточку считалось большим грехом. Если ласточка вила гнездо около дома или в сарае, это было счастливой приметой.
Священной птицей чувашей, как и у многих других народов, был петух (автан, алтан). О нем существовали разные поверья. Например, верили, что если запрячь петуха в маленький плуг и вспахать определенное место, то можно найти спрятанные сокровища. Если петух проживет на свете семь лет и снесет яйцо, то, привязав это яйцо себе под мышку, можно "высидеть" странное существо - куйкăрăш. Это существо могло жить только в добром, чистом и дружном доме, где не ругаются и не ссорятся. Куйкăрăш мог выполнять любое задание хозяина, приносить в дом богатство, но его постоянно нужно занимать работой. Если хозяева захотят избавиться от куйкăрăш, то велят ему белое превратить в черное. Этого он не мог сделать и от стыда покидал дом, искал другого хозяина.
Священные деревья. У многих народов существовал культ, связанный с идолами и священными деревьями. Так, например, в 980 году в Киеве русский князь Владимир поставил идолы древних славянских богов Перуна, Хорса, Дажь-бога, Стрибога и других. Известно также, что примерно в это же время русские купцы после трудных плаваний приносили жертвоприношения огромному дубу -". они приносят живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные кладут куски хлеба, мяса.".
У многих европейских народов (греков, римлян, германцев, кельтов и др.) существовал культ священных рощ или деревьев, чаще всего таким деревом был дуб. Такой же культ дерева существовал в древности у кавказских, азиатских и африканских народов.
Современная новогодняя елка с нарядными украшениями - это остаток традиции поклонения священному дереву, на которое в качестве жертвоприношения вешали кусочки ткани, ленты и т.п.
Во многих древних культурах священное дерево могло представляться в виде столба или идола. Поэтому во многих чувашских обрядах жертвенную пищу было принято выливать у столба ворот, как бы заменяющего священный столб или дерево, которое в древности было в каждом чувашском дворе или поселении. Возможно, что традиция поклонения священному дереву (столбу, идолу) была причастна идее мирового дерева, связанного со всеми тремя слоями и этим поддерживающего порядок во всем мире.