Исламизация православных чувашей и чувашей-язычников Симбирской губернии в XIX - начале XX вв.
История России и ее регионов соткана из истории тесного взаимодействия и взаимовлияния ее народов. Одним из проявлений их этнокультурных взаимовлияний выступают межконфессиональные контакты, интенсивность, темп, формы и характер развития которых зависели от многих факторов - политических, социальных, культурных, хозяйственных. Иногда такие контакты сопровождались переходом части населения в другую веру, что приводило к радикальным изменениям в образе жизни, быте. В истории Среднего Поволжья и Приуралья подобные процессы имели место издревле в связи с распространением ислама и христианства. В предлагаемой статье рассматривается исламизация православных чувашей и чувашей-язычников Симбирской губернии в XIX - начале XX вв.
Первые труды, посвященные данной проблеме, появляются еще в XIX столетии. В условиях массового отступничества крещеных татар в ислам, ассимиляции чувашей, марийцев, удмуртов в результате их исламизации татарами-мусульманами, дореволюционные исследователи задались вопросом о причинах этого процесса и возможных мерах противодействия. В сочинениях А.Ф. Можаровского, Н. Руновского, С.В. Чичериной, К. Прокофьева, Н.В. Никольского, М.П. Петрова, С. Багина, Я.Д. Коблова причины исламизации нерусских народов Среднего Поволжья главным образом сводились к социальным и культурным аспектам их жизни. Исследователи указывали на тесное соседство народов Среднего Поволжья в условиях пестрого этнического расселения. В случае с чувашами - на близость языков, а также на скрытую миссионерскую деятельность мусульман, когда каждый татарин объявлялся пропагандистом ислама. [1]
В работах советских историков И.Л. Морозова, Е.И. Чернышева, А.Н. Григорьева, Н.П. Гриценко, П.В. Денисова, Ю.И. Смыкова, В.Д. Димитриева переходы чувашей в ислам понимались уже как социальный протест, направленный против национально-колониального угнетения, насильственной христианизации и русификации, как форма антикрепостнического движения национальной деревни Среднего Поволжья. [2] В работах В.Ф. Каховского, В.Д. Димитриева, П.В. Денисова, Г.Е. Кудряшова большое внимание уделялось проблеме религиозного синкретизма в верованиях чувашей Среднего Поволжья. Так, Г.Е. Кудряшовым были описаны различные формы синкретизма и выделены варианты мусульмано-языческого и язычески-мусульманского синкретизма чувашей, возникшие ещё в X-XVI веках под влиянием ислама. Каждая форма синкретизма бытовала в определённой группе чувашей: первая среди чувашей, окончательно перешедших в ислам, вторая была свойственна крещёным чувашам и чувашам-язычникам, в чьих верованиях мусульманское влияние носило поверхностный характер. Кроме того, всеми исследователями отмечалась постепенная ассимиляция чувашей-мусульман среди татар. [3] В частности, В.Д. Димитриевым и В.Ф. Каховским высказывалось суждение о крупномасштабной ассимиляции чувашей среди татар Казанской губернии в XVII-XIX вв. [4] Позже это мнение было оспорено Д.М. Исхаковым, указывавшим, что размах ассимиляции сильно преувеличен, и что этот процесс в основном развивался не в Казанской губернии, а в Самарской, Симбирской и Уфимской. [5] Взаимосвязь изменения численности чувашей с их ассимиляцией татарами также изучалась известным демографом В.М. Кабузаном, отмечавшим уменьшение численности чувашей и увеличения татар в XVIII-XIX вв. в губерниях Среднего Поволжья. [6] В исследовании Л.А. Таймасова переходы крещёных чувашей Среднего Поволжья в мусульманскую религию рассматривались в контексте их христианизации в первой половине XIX века. [7]
При всей необделенности вниманием проблемы исламизации чувашей данный процесс, получивший определенное распространение в Симбирской губернии в XIX - начале XX вв., до сих пор остается неизученным. Специальных исследований по этой проблеме не выполнялось. Среди работ непосредственно затрагивающих исламизацию чувашей Симбирской губернии можно назвать труды С.В. Чичериной и Н.П. Гриценко. [8]
чувашский религия миф верование
Согласно различным археологическим, эпиграфическим, письменным, фольклорным источникам, данным лингвистики влияние мусульманской религии на чувашей Среднего Поволжья относится к Х в. В эпоху Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства чуваши заимствовали отдельные религиозные представления, персидскую и арабскую религиозную лексику, формировались определённые черты языческого культа чувашей, их нравы, особенности социальной организации, складывался язычески-мусульманский синкретизм, где господствующим элементом оставался домусульманский. Некоторые чуваши даже переходили в мусульманскую веру. [9] На всём протяжении этнокультурных контактов татар и чувашей их совместное проживание в Среднем Поволжье, некоторая близость культуры и языков являлись важнейшими факторами, способствовавшими переходу части чувашского населения в ислам. [10] В некоторых случаях в условиях совместной жизни размывались этнические границы между чувашами и татарами, что приводило к весьма интересным результатам: например, в Свияжском уезде образовалась своеобразная группа молькеевских кряшен, в составе которых прослеживается чувашский и татарский (предположительно мишарский) этнический компонент. [11]
В середине XVI в. Среднее Поволжье вошло в состав Русского государства. С этого времени политика христианизации местных народов стала важным фактором, влиявшим на динамику их религиозных верований и развитие этнических процессов в регионе. Так, вследствие насильственного распространения христианства часть чувашей, не принявших православной веры, обратилась в ислам, и впоследствии растворилась среди татарского населения. Начало этого процесса приходится на 40-е годы XVIII вв. [12] Исламизация чувашей-язычников и православных чувашей была своеобразным антихристианским протестом, направленным "против национально-колониального угнетения". [13]
В XIX в. под влиянием выше отмеченных факторов некоторые чуваши Среднего Поволжья по-прежнему переходили в ислам. [14] В Симбирской губернии по данным архивных источников самые ранние упоминания о переходе чувашей в мусульманскую веру относятся к 30-м годам XIX века. По свидетельству жителей д. Старое Шаймурзино Буинского уезда, на рубеже 20-30-х гг. приняли ислам язычники Яргунов и Батыршин. [15] А в 1838-1839 гг. их примеру последовали ещё пять чувашских семей. [16] В марте 1839 г. они даже направили прошение оренбургскому муфтию с просьбой зачислить их в магометанскую веру. [17] Прошение по просьбе чувашей написал указной мулла д. Малая Цильна Ильяс Айбетов. [18] Желание стать мусульманами чуваши объяснили следствием "совместного жительства с татарами и короткого, всегдашнего с ними обращения, тем более, что в чувашской вере не нашли они ничего по Богослужению основательного и религиозного, при неимении духовных молитв и наставников". [19] Вероятно, не без влияния татар-мусульман новоявленные чуваши-мусульмане оценивали новую религию как лучшую, чем прежняя языческая вера.
В мае 1839 г. архиепископ Симбирской епархии просил губернатора выяснить обстоятельства перехода в ислам чувашей-язычников д. Старое Шаймурзино, так как на основании предписания министра внутренний дел от 18 февраля 1839 г., следовало "обращать строжайшее внимание к преследованию подобных совращений.". [20] Однако в 1843 г. Правительствующий сенат постановил прекратить преследование некрещёных чувашей, принявших магометанскую веру, оставить их на прежнем месте жительства, а мулле И. Айбетову строго внушить, чтобы впредь не привлекал язычников в ислам. [21] Хотя в самом постановлении не говорится о причинах, побудивших Сенат принять подобное решение, но в отношении к предписанию министра внутренних дел оно выглядит непоследовательным. Вероятно, такое решение было принято на основании указа Екатерины II о веротерпимости. В целом же позиция государства в вопросах конфессиональной политики была предельно ясной и чёткой: по возможности крестить большинство нерусских народов империи и, в данном случае, в Среднем Поволжье, пресечь их исламизацию.