Приходское духовенство и колдовская практика.
Священнику или причетнику под страхом извержения из сана запрещено быть волшебником, обаятелем, числогадателем или астрологом, или делать предохранилища, которые суть узы душ их.
(Анкирский собор, прав.24; Лаодикийский собор, прав.36)
Колдовские процессы представляют собой многообразное явление, известное в России с XVI века, его специфика и отличительные черты менялись на протяжении времени, различными были действующие лица колдовского процесса, отношение властей и общества к этому явлению, соответственно этому менялись юридические нормы. В данной статье я коснусь только небольшой части этого массива, а именно дел второй половины XVIII века, действующими лицами которых являются клирики или люди, близкие к духовному сословию. Надо сказать, что таких дел, когда священнослужители обвиняются в колдовстве, в хранении или списывании волшебных тетрадок и заговорных писем, хранении в своих домах отреченной литературы довольно много, большое число колдовских дел в изучаемый период возбуждается именно в среде духовенства. Так 1733 году поп Яков Михайлов Попов, служивший в Ростовской епархии, «явился виновным в волшебстве и склонным к суеверию» [1], за что и был лишен сана и определен в военную службу. В 1749 году было начато дело о монахе Иове и пономаре Петре Алексееве, обвинявшихся в хранении «волшебных тетраток» [2].
Как видно из дел, обвинение в колдовстве или суеверии могло использоваться и использовалось доносчиком в личных корыстных целях. Так Андрей Ростопчин, служитель Никитского монастыря в Переславле-Залесском подал прошение на своего архимандрита Авраамия, указывая, что тот не отдал ему положенного жалования. Как позже выяснилось, сам Ростопчин не отличался примерным поведением (жалования он был лишен как раз за «его непотребства и бегства из монастыря по году и более»), но интересен способ, который он избирает, чтобы сделать прошение более убедительным. Ростопчин обвинял Авраамия в том, что в 1741 году 13 мая он приказал монастырским служителям, «чтобы в семик их жены и дочери шли с яишницами к архимандриту в его особливый сад для завивания березок и пения песен» [3] (Здесь вполне узнаваем народный обычай празднования Троицы, который осуждался официальной церковью.) Растопчин же «не желая монастырю такого безчиния» будто бы учинил по согласию с братией выговор архимандриту и «того безобразия не допустил» [4].
Интересно, что обвинения в колдовстве или суеверии часто дополняются обвинениями в нелояльности по отношению к власти. В данном случае, Ростопчин добавляет, что Авраамий в 1739 году в день коронации не пошел на молебен и, кроме того, заявил, что «таких праздников много в году бывает» [5], т.е. проявил неуважение к императрице. Авраамий в итоге был оправдан, Ростопчин жалование так и не получил, и надо полагать, был бы, кроме того, наказан, если бы его разыскали, но по справке оказалось, что «с мая 1741 года Андрея Ростопчина в монастыре не имеется» [6].
Т.о., действительно обвинение (в данном случае неважно действительное или ложное) могло становится способом добиться личных корыстных целей.
5 марта 1750 года митрополит Ростовский Арсений в ответ на распоряжение от 14 декабря 1737 года доносил в Святейший правительствующий Синод, что «…по происходившим в Ростовской моей духовной консистории… означилось следующее, а имянно:… в 749 году августа 5 дня по доносу дьячка Василия Иванова Ростовского уезду Карашевской волости села Павловского о найденном приличном к волшебству и суеверию письме, которое писал того же села Павловского попов сын Козьма Козмин» [7]. Как видим, и здесь доносчиком является дьячок, и обвиняет он поповского сына, т.е. дело возникает в среде духовенства. Можно с осторожностью предположить, что дети священников относились в силу своего не определенного социального статуса и того, что они были претендентами на священническое место, к своеобразной «категории риска», в отношении обвинений в колдовстве.
Злоключения героя другого дела, попа Василия Алексеева начались из-за «приворотного к совокуплению блудодеяния, на имя Василия с Марфою, письма» [8]. Уже упоминавшийся митрополит Арсений в 1756 году в очередном доношении в Синод во исполнение указа 14 декабря 1737 года (предписывающего местным иереям присылать в Синод отчеты о состоянии епархий), сообщает что «…в Ростовской духовной консистории по справке означилось в 1755 году августа 10 дня пошехонского уезда села Погорелово церкви Покрова Пресвятыя Богородицы дьячек Петр Стефанов доношением объявил, что в 1755 году в мае он был у попа Василия Алексеева в доме и углядел на полке где образа писанное скорописью на лоскутке приворотное к совокуплению блудодеяния на имя Василия с Марфою письмо» [9]. Стефанов рассудил, «не на него ли попа сочинено, ибо он, поп, точно Василий». По распоряжению Арсения оба, и обвиняемы и обвинитель, в кандалах с письмом были отосланы в Ярославскую Губернскую Канцелярию для следствия.
Непременной частью колдовского процесса был обыск в доме подозреваемого. Найденные при таком обыске вещи, в которых суд мог усмотреть нечто «приличное к волшебству» становились немаловажным доказательством вины. Такой обыск и был применен при разборе дела о волшебном письме, найденном у попа Василия Алексеева.
Вызванные из духовного правления копиист Александр Синеев и пристав Григорий Вереньев с понятыми «в доме попа во всех местах осматривали и по тому осмотру в разных местах найдено: ноздреватый камень, на котором камне видимо между ноздринок подобие креста, скляница жестяная, в которой положено неведомо какое сочинительное снадобье, один мешочек небольшой, неведомо какою травою особливо завязанной. Да разных цветов, трав и кореньев завязанных в разных узелочках, узелочков с двадцать и больше, пузыречек маленькой, завязанной, неведомо с какой надобностью» [10].
Результаты этого обыска еще более усилили подозрения митрополита Арсения, который разбирал дело. По мнению Арсения «…показанной же священник Василий Алексеев от доносу на него дьячкова хотя и не великое возымел подозрение, однако по корешкам с протчими вещами, неизвестными и необычными, у него найденными сумнителен очень показался…» [11].
В результате разбирательства, Алексеев был «лишен священства вовсе, и ему острижены волосы на голове и бороде». Но интересно дальнейшее развитие дела. На допросах в синодальной конторе выяснилось, что Петр Стефанов был, по его словам, в ссоре с Василием и еще в 1747 году обвинял попа в краже книг из церкви. И хотя в тот раз «они помирились и обще с попом подавали доношение, что книги хранятся в церкви и не утрачены» [12], видимо, Стефанов не оставил намерения как-нибудь рассчитаться с Алексеевым. Такой случай ему вскоре представился. В дальнейших допросах Стефанов показал, что «…В 1747 году пред Ильиным днем от жены отрешенного дьякона того же села Михаила Антонова Акилины Степановой о том письме сведал» [13]. Она встретилась ему на дороге и сказала так «муж мой велел тебе отдать оное приворотное к девкам письмо, руки попа Василия, и можешь де ты за ссору с ним тем письмом ево доносом обличить, а ты де мне дай за оное четверик ржи». Видимо, на попа Василия был обижен не один Петр, потому что, «…через четыре дня дьяконница ему Петру якобы объявила, я де отдала то письмо зятю своему того же пошехонского уезда Никольскому попу Стефану, он де мне дал за то 4 четверика ржи, понеже зять мой с объявленным попом Василием в ссоре и может его тем письмом опорочить» [14].
Вызванный к допросу Стефан подтвердил, что письмо у него действительно есть, а дьяконница Акилина подтвердила, что письмо «подлинно его Василия еще из малолетства».
Сам Петр выпросил письмо у Стефана в 1752 году, но тогда они, по его словам, с попом помирились и он его не объявлял, а «завернув в тряпочку, сложа трубочкою, на полу под кирпич засыпав сором, тайно схоронил», где злополучное письмо хранилось до 1755 года, когда он наконец объявил его, говоря, что взял у попа Василия в доме с полки.
Приняв все это во внимание Синодальная контора 5 марта 1757 года доносила Синоду следующее: «по оказавшемуся от него Петра разноречию ево винность, а распопа правость тогда ж были усмотрены» и по ее мнению, поп был лишен священства «весьма неправильно и крайне обидно, по одному только чаянию и без доказательств», поскольку, «что письмо в его доме взято, это не доказано, а чьей оное письмо руки, кем, когда, где, и с чего списано дьячек не знает» [15].
Синод, опираясь на Кормчую и Духовный Регламент [16] приказал отослать несостоявшегося обвинителя Петра Стефанова в светскую команду для отсылки на каторгу, «за суетное показывание и ложный донос и при следствии разноречие» [17]. Что касается попа Василия, он был оправдан, ему был возвращен сан и разрешено вернуться к службе в прежней или другой церкви, по его желанию.
Наказаны были так же лица, проводившие обыск в доме попа Василия, за то, что объявили волшебными найденные вещи: «белила, румяна, инбирь и дикой перец астраханской яко предметы к волшебству несклонные», а также и Ростовская духовная консистория, которую «за неисправное в деле представление и напрасное мнение штрафовать взысканием» [18].
Мы видим, что обвинение в волшебстве могло использоваться как способ свести счеты с неугодным почему-либо человеком. Что это именно так, мы увидим и в дальнейшем.
В 1764 — 1765 годах в Святейшем Синоде рассматривалось дело «об оказавшейся волшебной тетрадке у попа Алексея Яковлева и диакона Власа Федотова». Дело начал диакон Влас Федотов, обиженный Яковлевым. Он жаловался «словесно на показанного попа Алексея, когда де оной поп, стал у него диакона исповедные росписи… вымогать, тогда де он, диакон, ему, попу, означенные росписи не отдавал, и за то де он, поп, с дядей своим… ево, диакона, били, от которого боя чрез восемь дней едва в здравие начал приходить» [19]. На это обвинение Яковлев выдвинул свое, более серьезное, а именно, что у Федотова имеется «волшебная тетратка»,т.е. сборник заговоров. Надо сказать, что диакон не остался в долгу и обвинил Яковлева в таком же преступлении.
«…он, поп, объявил тетратку, сказывая, что она волшебная, писана рукою ево, диакона, вынута у него, диакона, в оных росписях, причем и диакон при доношении тетратку же представлял, что прошлого де 763 году, о светлой седмице, оной поп, по пении молебнов идучи с образами в церковь, и входя на паперть, ту тетратку выронил из-за пазухи, которую де он, диакон, усмотрел и поднял и взял, и после де того ему, попу, сказал, однако, по прошению, ему, попу, не отдал, а содержал у себя» [20].